Вопросы о Регулярных Канониках Иисусу Господу

Вопросы, которые задают Регулярным каноникам Иисусу Господу

О. Мирон Эффинг, К.И.Г.

Вопрос №1: Кто такие регулярные каноники?

Регулярные каноники – это община монашествующих, главной целью которой является празднование литургии для славы Божьей в Церкви. Святой Августин основал орден регулярных каноников, как монашествующую общину в своей епархии Гиппо, хотя каноники видели себя продолжением Левитов из Ветхого Завета. Например, у Неемии 12, 27 два хора Левитов были собраны для празднования освящения городской стены Иерусалима. Общины каноников также видят себя продолжением первой “канонической общины”, апостольской общины Иерусалима. Мы читаем в Деяниях 2, 42, что члены Иерусалимской общины “постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах”. Эти четыре обязательства Иерусалимской общины соблюдаются регулярными каноникам и традиционно называются “апостольская жизнь”.

Сегодня, люди привыкли говорить “апостольская жизнь” или “апостольство”, имея в виду жизнь активного служения, но это только один из аспектов традиционного понимания, которого придерживались веками – один из четырех в образе жизни церкви в Иерусалиме. Некоторые люди, особенно норбертинцы, описывают жизнь каноников в трех категориях: литургия, община и служение. Впервые три монашеских обета приняли именно регулярные каноники: бедность, целомудрие и послушание, но сейчас эта система обетов общепризнанна Церковью и представляет всю монашескую жизнь. Некоторые утверждают, что жизнь каноников – это просто жизнь клира в монастыре. Другие говорят, что это «смешанная жизнь», т.е. отчасти активная и отчасти созерцательная. Эти определения нуждаются в уточнении.

Слово «каноник» указывает на духовенство, которое было «зачислено» служить в кафедральном соборе, а слово «регулярный» на тех каноников, которые ведут свою жизнь в общине, согласно «правилу» и являются монашествующими, принявшими обеты. «Секулярными канониками» являются те каноники, которые не принимали монашеских обетов, несмотря на то, что они «зачислены» служить в кафедральном соборе, и занимают почетные позиции (как американские монсиньеры).

Регулярные каноники, с их приверженностью к литургии и жизни в общине, были доминирующей формой монашеской жизни между 900 и 1200 гг. от р.х. Среди святых, которые были регулярными канониками: Августин, Норберт, Евсевий Верчеллийский, Августин Кентерберийский, Антоний Французский, Гильберт Симпрингемский, Петр Фурье и Иоанн Баптист Сальский. Святые Доминик и Антоний Падуанский были регулярными канониками перед тем, как они начали работать над образованием новых орденов в которых очень нуждались современные церкви.

Вопрос №2: Какие из общин каноников существуют на сегодняшний день?

Сегодня существует только одна община, работающая в кафедральном соборе: регулярные каноники св. Морица в Щвейцарии, расположенные в abbey nullius , в двух домах которого живут около 60 членов. Самым большим является орден Премонстрантов (или «Норбентинцев»), основанный св. Норбертом, который имеет около 900 членов по всему миру. Бельгийские Крестоносцы (каноники Святого Креста) имеют 400 членов в Недерландии и Бельгии. Португальские Крестоносцы, возрожденные недавно, стремительно увеличивают свое количество, достигшее уже 150 членов. Крестоносцы Чехии («Крестоносцы Красной Звезды»), которых уже около 40 членов, наверстывают упущенное время, проведенное за Железным Занавесом. Латеранские каноники насчитывают около 260 членов. Австрийские каноники – 150 членов. Каноники Гран Сен-Бернар – 60 членов. Виндешаймские каноники викторинцы, вновь возрожденные, насчитывают 80 каноников. Регулярные Каноники Непорочного Зачатия имеют 70 членов. Регулярные Каноники Марии, Матери Искупителя, образованные в 1980-х годах во Франции имеют растущую общину, состоящую примерно из 30 человек. Самая “молодая” община каноников – это Регулярные Каноники Св. Иоанна Кантиуса в Чикаго, образованная всего пять лет назад.

Большинство общин каноников принадлежат к Конфедерации Регулярных Каноников Святого Августина, широкая организация, которая содействует канонической жизни и представляет каноников, как группу, в Ватикане. Она активно способствует продвижению новых общин и содействует процессу канонизации каноников.

Вопрос 3: Как особенности каноников отражены в уставе ордена?

Каноники следуют Правилу Св. Августина, из которого была взята первая фраза устава ордена. Наставление любить друг друга и свидетельство Царствия Небесного в Пункте 1, отражает апостольскую общину в Деяниях.

Пункт 2 недвусмысленно утверждает традицию каноников, показывая роль Петра в апостольской традиции, также отображая верность каноников Святому Престолу, которая, как считают историки, является характерной чертой каноников.

Пункт 3 показывает тот факт, что каноники живут в церкви достаточно заметно [на виду] и поэтому являются примером для людей. Это показывает, как мы должны отражать “учение апостолов”, и верно праздновать литургию и “молитвы”.

Пункт 4 показывает церковную природу жизни каноников, присутствие Марии в апостольской общине Иерусалима, и отражает роль Левитов в праздновании [литургии – перев.] с музыкой.

Часть II – это отражение “регулярного” аспекта жизни каноников, обязывающий нас к бедности, к общему имуществу и к другим аспектам Правила Св. Августина. Часть III отражает литургическую жизнь каноников. Часть V показывает наши отношения с епископом и его апостольской ролью, как главы епархии.

Вопрос 4: Каково значение «Иисуса Господа»?

Обычно, община монашествующих выделяет один или несколько особых аспектов христианской веры и ее харизмы. Каноники стремятся придать особое значение центральной тайне искупления. Мы делаем акцент на господство Иисуса, т.е на тайну Его царствования в славе, как Христа, передающего Царство Отцу (1 Кор. 15, 28). Это тема Пасхальной Литургии, отражающаяся в нашем главном празднике, Вознесение. Господство Иисуса – главная надежда христиан. Она переживаема и действенна: в литургии, особенно в таинствах, также и в Его Слове, Его Церкви, Его служителях и христианской братии. Постоянное присутствие и действие Святого Духа указывает на постоянное господство Иисуса, от которого нисходит Святой Дух. «Если Я пойду, то пошлю Его [Утешителя] к вам» (Иоанн 16, 7).
Этот гимн К. Ноэль (1877) хорошо выражает нашу духовность:

Пред именем Иисуса, преклониться каждое колено,
Каждый язык будет исповедовать Царя Славы.
Отец возрадуется, когда мы назовем Его Господом,
От начала сущим всемогущим Словом.
Смирил себя, чтобы получить Имя
От грешников, к которым Он пришел,
Которое с верою он вынес, безупречно
И вернул с победой, когда воскрес.
Величественно Он вознес Имя своим человеческим светом
Через все Творенье, на самые вершины
К трону божественности, к сердцу Отца
Наполненный славой, совершенен до конца.
В ваших сердцах пусть Он воцарится; и пусть одолеет
Все, что не свято, все, что не истинно
Молите Его в час искушений
Ввести вас в Его свет и силу.
Братья, Иисус Господь вернется снова
В славе Отца царствовать на земле
Он – Бог Спаситель, Христос Господь
Которому вечная слава, святость и поклонение

Празднование нами праздника Принесения Иисуса в храм (Сретение) указывает на господство, полученное публично от христианской общины в Иерусалиме, представленной Марией, Иосифом, Симеоном и Анной. Вместе с Иисусом, они были первой апостольской общиной Иерусалима.

Празднование нами праздника Воздвижения Святого Креста, указывает на то, чему учил Иисус: что Сыну Человеческому должно пострадать, чтобы облечься в славу и, что наше исцеление зависит от созерцания Господа в славе.

Иерусалимская община Петра и Апостолов была свидетельницей не только воскресения Иисуса, но и воскресения, понимаемого в терминах вознесения. В конце концов, то, что физически мертвый человек стал физически живым, не отражает полноту христианской тайны. Лазарь не был Христом.

Иисус сам сказал Марии Магдалине не прикасаться к его воскресшему телу, потому что он еще не вознесся к Отцу Своему (Иоанн 20, 17). Сейчас Он восседает по правую руку от Отца Своего, как глава Церкви, апостольской общины распространенной по всей земле. В литургии, участвует вся община Иисуса: воинствующая, страдающая и торжествующая. Даже ангелы присоединяются к почитанию.

Господство Иисуса имеет особое значение для Америки, и является типичным для евангельской проповеди. Для наших членов, личное посвящение себя Иисусу Господу, очень существенно. Без такого отношения к Иисусу у нас нет причины принадлежать к общине, так как это – община свидетельства. Наши публичные обеты в Церкви – как раз такое свидетельство Его Господства.

Вопрос № 5: Каким видом деятельности будет заниматься ваша община?

Монашеская жизнь, со времен Св. Игнатия Лойолы, имела тенденцию формироваться вокруг определенной деятельности, которой была посвящена община. Эта модель не относилась к регулярным каноникам. Каноники характеризуются литургической жизнью, которая является их главной деятельностью. Поскольку мы планируем молиться непосредственно в зданиях церквей, особенно в кафедральных соборах, то ясно, что наша работа, как правило, не будет проходить в учреждениях, имеющих часовни. Раздел V, нашего устава уточняет, что наша деятельность заключается в поддержке местного епископа в его пасторских обязанностях. Пасторская роль епископа более ясно определена и изложена Вторым Ватиканским Собором. Его задача огромна, и требует помощи других людей. Каждый каноник предложит свою помощь, как делают другие клирики и миряне, при первой возможности. Они будут полезны и доступны для дел, которые необходимо выполнить. Устав гласит, что учение и проповедь свойственны нам, также как призвание и созидательная деятельность. Епископу необходимо большое количество людей на разных должностях: люди помогающие распознать призвание, штат сотрудников семинарии, катехизаторы, канцелярия, люди, ответственные за связь со средствами массовой информации, капелланы в больницах и различных учреждениях, эксперты по духовным упражнениям, консультанты по литургике, исповедники, руководители благотворительных программ, викарии для монахов и дьяконов, и, даже, секретари, нотариусы и советники. Каноники не стали бы занимать места других. Как и у других служителей, эти должности имеют определенную заработную плату, которая будет обеспечена также и каноникам. Нам не понадобятся вклады или пребенды , и мы не ожидаем финансовой помощи от благотворительных организаций епархии.
Работа настоятелей приходов не совместима с жизнью каноников, как показал опыт последних столетий. Обычно епископ является настоятелем кафедрального собора, поэтому каноник может быть только ректором. Епархиальный священник тоже может быть ректором кафедрального собора или церкви, в которой община каноников проводит богослужения – это общественная церковь и присутствие на молитве, не обязывает иметь административный контроль над зданием или над другими аспектами приходской жизни. Каноник может быть помощником священника, если ему не нужно жить вдалеке от общины.

Вопрос № 6: Уже существуют общины каноников – зачем нужна еще одна?

Мы с о. Даниилом посетили обители каждого из орденов каноников, чтобы познакомиться с ними. Мы обнаружили, что в каждом случае, существует одна или более из следующих ситуаций:
1. Географическая привязка (большинство каноников имеют стабильное местоположение), в котором у нас нет интереса.
2. Мы считаем, что их духовность отличается от нашей.
3. У них существует саморазрушительная привязанность к модернизму.
4. Они живут согласно идеологии, не сопоставимой с христианской верой, и, в некоторых случаях, они враждебны Папской власти.
5. Их руководящие структуры не открыты для обновления харизмы, к чему призывает Второй Ватиканский Собор.
6. Они расположены в месте, где существует достаточно возможностей для роста без нашего участия.
7. Их апостольские обязательства недоступны для иностранцев.
8. Их образ жизни отражает черты эпохи их образования и недостаток глубоких размышлений о том, чем каноники призваны быть сегодня.
Мы верим, что обновление харизмы будет гораздо проще совершить, основав новую организацию.

Вопрос 7: Какая работа была проделана, как предпосылка для основания нового ордена?

Мы оба, о. Даниил и я, были членами Бельгийских Крестоносцев – ордена регулярных каноников. Я был также руководителем послушников, ответственным за призвания и Провинциальным ассистентом по посвященной жизни, что заставило меня серьезно задуматься и исследовать нашу харизму. О.Даниил как ассумпционист (августинец Успения) был очень хорошо знаком с трудами Св. Августина. Я основал и был редактором журнала, посвященного харизме регулярных каноников, Наследие Крестоносцев, и финансировал три специализированных летних курса в Институте Истории Средневековья, Университета Западного Мичигана, в ходе которых эксперты по жизни каноников делали доклады и изучали историю и харизму регулярных каноников.
Вопрос 8: Литургия Часов все еще уместна в наше время?

Конституция “О Богослужении” Второго Ватиканского Собора и «Общее наставление к Литургии Часов» подтверждает место Часов в сегодняшней Церкви. Повсеместный опыт людей, считающих что литургия сводится к Мессе – это довольно позднее явление в Церкви, являющееся реакцией на тот факт, что Часы поддерживают только немногочисленные общины каноников. Отсутствие Часов, в том числе, обусловлено секуляризацией общества, в котором присутствует только “минимум”. К примеру, в Ирландии, традиционном доме каноников, вековые гонения сократили Церковь до беззвучной Мессы – музыка была слишком опасна. Эта ситуация породила отсутствие торжественности и радости в литургии, в которую многие современные литургисты пытаются добавить эти элементы. Там, где Литургия Часов празднуется так, как это было во времена Апостолов, Церковь может полнее выразить себя в молитве, а размышление над псалмами питает духовную жизнь верующих, таким образом, каким Месса этого не делает. Святой Августин возрадовался, получив опыт молитвы Церкви по Часам. Навязанное духовенству безмолвное чтение Часов, в то время как оно могло бы помочь им возрасти в их духовной жизни, приводит к отвращению к Часам, также как беззвучная Месса без прихожан является неестественной и бесполезной.

Вопрос 9: Будете ли вы проводить Литургию Часов на местном языке?

Нет сомнения, что Литургия, включая Литургию Часов, является празднованием Церкви, т.е. одинаково для духовенства и мирян. Миряне редко могли принимать участие в Литургии Часов, в течение последних веков, поскольку она проводилась на латинском и преимущественно вслух. Таким образом, Литургия Часов постепенно стала уделом духовенства, монахов и монахинь. Миряне заменили Часы на Розарий и Ангел Господень. Сейчас, когда стало возможным праздновать Литургию на местном языке, миряне снова, могут участвовать и испытывать поддержку Литургии Часов. Мы надеемся, что наши общины смогут воодушевлять на чтение Часов в обычных церквях и кафедральных соборах и привлекать к участию в них. Мы не будем молиться в наших часовнях отдельно от людей.

Вопрос 10: Не будет ли ваша община переманивать призвания из епархии?

Должно быть ясно, что сотрудничество увеличивает количество, в то время как состязание заканчивается враждой. Также очевидно, что большинство призваний – к епархиальному священству. Мы бы совершили ошибку, пытаясь привлекать слишком большое количество людей в каноники. Раздел №5 нашего устава гласит, что мы должны заботиться о том, чтобы возникали призвания для церкви в целом. Иначе говоря, обеспечение своих людей пастырями – важная задача епископа. Каноники, оказывая пасторскую поддержку епископу, будут рады помочь ему найти пастырей. Сами каноники не планируют быть настоятелямии приходов, за исключением церкви, где мы будем жить. Мы будем рады помочь епископу с тем, чтобы возникали призвания, которые необходимы для его паствы. Человек с призванием присоединится к нам, отыщет нас.
Вопрос 11: Есть ли преимущество в основании новой монашеской общины в России?

Мы думаем, что есть. Здесь существует огромная нужда в пастырях. Здесь не существует церковных структур, поэтому каноники могут начать заново с обновленным видением наследия каноников. Здесь также нет секулярных каноников, которые считали бы регулярных каноников соперниками. Новая община будет состоять главным образом из русских, так чтобы русская культура присутствовала в общине. Такая община должна дать Русской церкви толчок энергии нового ордена, чтобы помочь ей основаться. Такая новая община не будет в подчинении супериоров за пределами России.

Вопрос 12: Не будете ли вы настаивать на чрезмерной клирикализации руководства епархии? Какова роль мирян?

Члены ордена будут выступать как возможные работники, когда освобождается вакансия, также как будут и другие, духовенство и миряне. Дело епископа или руководства, взять на работу наиболее квалифицированного человека. Если епархии нужно присутствие мирян – это будет решающим фактором руководства. У нас не будет предопределенных, автоматических вакансий в епархии.

Вопрос 13: Не будет ли между канониками и епархиальными священниками борьбы за власть?

Большинство епархиальных священников нацелены на работу в приходе, что не является нашей целью. Своей деятельностью, мы надеемся поддержать настоятелей, а не избавиться от них. Поскольку капитул каноников не будет обладать официальной властью и не будет иметь полномочий в епархии, мы не видим причин для борьбы. Во многих епархиях секулярные каноники обладают коллегиальной властью, и даже властью назначать епископа. У нас не будет такой власти или полномочий. Полномочия будут у епископа и его советников согласно обычному установлению епархии.

Вопрос 14: Как вы добьетесь учреждения новой общины Регулярных Каноников?

У нас у общины каноников есть три постоянных члена. Поэтому, с одобрения Рима, епископ может выдать декрет об учреждении монашеского института диоцезного права . Только после этого члены объединения принимают публичные обеты и становятся монашествующими bona fide для Церкви. Такая монашеская община может быть расформирована только Святым Престолом.

После того, как в общине диоцезного права уже семь членов, она может просить Рим сделать ее институтом понтификального права, что освободит ее от подчинения епископу. Альтернатива этому – если община расширяется в другие епархии, каждая епархия, в лице епископа, может учредить ее и, конгрегация будет основана по епархиальной линии. Но это пока только в будущем, поэтому решение об этом не может быть принято сейчас. Мы написали устав, по модели понтификальной общины, так что те, кому интересно, могут увидеть, как выглядит такая община каноников.

Вопрос 15: Какие отношения у вас будут с Конфедерацией Регулярных Каноников?

Конфедерация – это взаимовыгодное объединение, члены которого числятся в Annuario Pontificio. Они проводят встречи и делают публикации об исследовании истории каноников, их духовности, и преимуществе литургии. Члены конфедерации не обязаны подчиняться Аббату-примасу. Члены конфедерации могут быть диоцезного или понтификального права. В прошлом Конфедерация помогла основаться нескольким новым общинам. Должность Аббата-примаса передается среди общин-членов, так что со временем наш Генеральный Приор тоже займет пост Аббата-примаса Конгрегации на определенный срок.
Вопрос 16: Почему у вас не получилось работать в предыдущих епархиях?

В обоих случаях, в Агане, Гуам и в Стоктоне, Калифорния, епископы были рады нашему присутствию и работе, но наше присутствие на месте привычных структур препятствовало епископам разрешить нам занять соответствующее место в большой центральной церкви. Достаточно просто получить место на окраине епархии, но сложно в кафедральном соборе или другом большом приходе или у святыни, даже если мы не имеем намерения вступать во владение этим местом как таковым. С другой стороны, мы не были приглашены, чтобы рассказать кому-то имеющему определенные полномочия, о том кто мы есть и чем собираемся заниматься. Решения были приняты без нашего участия. В обе епархии мы были пригашены инкардинироватся, и таким образом видно что не возникало вопроса о наших личных качествах.

Вопрос 17: Каковы перспективы успеха новой организации на данный момент?

Мы думаем, превосходные. Тот факт, что нет нужды конкуренции в таком большом месте с такими большими нуждами, должен сделать возможным для нас основать орден в гармонии с епископом и остальным духовенством.

Вопрос 18: Почему вы решили начать именно с Владивостока?

Не только потому, что здесь существует большая нужда в священниках, но также город нам видится, как имеющий потенциал стать лидирующим центром Дальнего Востока. Морской порт открывает возможности для капелланства, которое естественно для каноников. Таким образом, наши усилия должны дать эффективный результат. Мы также оцениваем близость Владивостока к странам тихоокеанского бассейна. Возможно, когда-нибудь мы расширим общину, например, в Китай.

26 октября, 1991, отредактировано 26 августа 2005 г.

 

Автор: Виктор Анисимов