История каноников

Краткая история возникновения и развития Регулярных Каноников

Автор: Войтек Ивановский CRL
Перевод: Сергей Аксенов.

Регулярные Каноники это особенный орден,свидетельством чего является их история. Они являются одни из старейших клерикальных орденов,но не смотря на это, попали в «забытие».

Момент возникновения Каноников исчезает во тьме веков… Первые общины стали возникать в первых веках нашей эры, между 4 и 5 веком.

Одной из таких общин,был монастырь,основанный св. Августином,в Гиппоне. Проживающие в этой общине священники,обьединяли аскезу и свидетельство монашеской жизни с апостольской деятельностью епархиального священства. Именно традиции этой общины являются основанием всех конгрегаций Регулярных Каноников.

Движение Каноников,в довольно короткий промежуток времени обьединило в себе большинство церковных провинций,в каждой из которых,перенимало специфический для данной местности образ жизни ( именно так возникли различные конгрегации Каноников). Дабы привести к единообразию рассеяные монастыри,было проведено их обьединение на основании единого устава монашеской жизни. Обьединение продолжалось начиная с 8 века, и его окончанием было введение Устава Св. Августина,во все общины Каноников. Именно с этого момента,а именно с Латеранского Синода 1059 года, мы можем говорит об окончательном становлении структур ордена Каноников. Синод и Грегорианская реформа ( которая была реакцией на Синод), стали импульсом к развитию движения Регулярных Каноников ,именно по этому 11 и 12 века,принято называть : «веками Регулярных Каноников». Согласно исследованиям,в эпоху средневековья,ордену принадлежало более 2500 монастырей. К наиболее известным можно отнести: аббатство св. Виктора в Париже, аббатство св. Креста в Мортар, Sankt Florian в Австрии,аббатство а Виндешайм, а так же представительство в Рудницах,на территории Чехии. Таким образом,многочисленные монастыри сыграли свою роль в культурном становлении средневековой Европы. Орден прославился множеством святых ( св. Бернард с горы Йовиш,св. Убальд и т.д.),блаженных ( бл. Станислав Кизимерчик и т.д.),а так же деятелей культуры (Хугон от св. Виктора,Фома Кемпийский,Эразм Ротердамский и т.д.).

Вихрь движения протестантской реформации не обошел стороной и орден регулярных Каноников,который потерял множество монастырей ,главным образом в Германии и Голландии ( Нидерландах). Движение обновления Церкви после Тридентского Собора так же повлияло на Регулярных Каноников; возникли новые конгрегации. Святостью жизни прославились св. Петр Фурье и бл. Алан Солминьяк.

Вместе с рациональным просвещением,Французской революцией и Наполеонскими войнами,на орден обрушились многочисленные беды. В течении практически четверти века,были ликвидированы большинство конгрегаций и самостоятельных представительств ( препозиториев).

Но не смотря на столь многочисленные трудности,на переломе 19 и 20 веков, Каноники приняли на себя миссионерские труды практически на всех континентах.
В 1959 году, в 900 летний юбилей Латеранского Синода, конгрегации просуществовавшие до 20 века,обьеденились в Конфедерацию Регулярных Каноников св. Августина.
Аналогичным образом,в прошедшем столетии,орден Каноников пополнил Церковь множеством ответственных священников и прославившихся ученых: бл. Маурикий Торней- которого называют апостолом Тибета,Пиус Парш- которого по праву считают одним из главных представителей Движения Литургического,Владислав Боровский- выдающийся библеист, Карл Эггер- выдающийся латинист.

О живости ордена Регулярных Каноников,свидетельствует возникновение новых конгрегаций ( нап. Каноники св. Иоанна Канти из Чикаго), как и возобновление уже исчезнувших конгрегаций (нап. Викторины ,Братья Общиннной Жизни).

Согласно данным Annuario Pontifico 2001 г. Святой и Апостольский Орден Регулярных Каноников св. Августина,насчитывал 2810 братьев в 271 капитуле (канониях),которым принадлежат 397 монастырей и душпастрыских приходов.

Автор: