Последний староста прихода

В 1933 г. всего через 10 дней после смерти владивостокского епископа Кароля Сливовского, скончался староста прихода Юлиан Неверо. Приход, оставшийся без священников и старосты, требовалось сохранить, поддержать прихожан, дать всем надежду и возможность молитвы в костеле. В этот трудный час общее собрание общины предложило исполнять функции старосты и уполномоченного католиков поляку Мартину (Марцину) Петровичу Малиневскому.

Мартин Малиневский родился в 1880 г. в селе Ногачевка Березовского района Винницкой области, имел двух сестёр – Розалию 1873 г. и Петронелю 1883 г. Начальное образование Мартин получил в сельской церковно – приходской школе, но на дальнейшую учебу у семьи денег не было. Когда Малиневскому исполнилось 22 года, он был призван в царскую армию и отправлен на Дальний Восток. Вблизи Владивостока в береговой артиллерии прослужил до 1905 г., получив военную специальность – орудийный фейерверкер.

Окончив службу, Мартин Петрович женился на польке Ефросиньи Осиповне Могулевской. Никакого ценного имущества и собственности семья Малиневских не имела. Вскоре, после тяжелой болезни, молодая жена Мартина была парализована. За беспомощной женщиной стала ухаживала её престарелая мать Евдокия Фёдоровна Могулевская. Тяжёлое семейное положение вынуждало Мартина Петровича с особым старанием искать заработки, чтобы прокормить двух несчастных женщин.

Будучи с детства очень набожным человеком, он часто бывал в костеле, вознося молитвы Божьему Милосердию. Несмотря на опасность ареста, Малиневский не смог оставить в беде арестованного священника Георгия Юркевича. Он носил настоятелю передачи в тюрьму, а когда несчастного священника выслали в Сибирский лагерь, Мартин Петрович собирал среди верующих продукты и деньги, высылал посылки и переводы в Кемеровскую область, где отбывал срок заключения о. Георгий. В своих немногочисленных письмах священник благодарил и своих прихожан, и верного друга – Мартина Петровича.

Мартин Малиневский занимался многочисленными проблемами прихода, поддерживал дух и веру в Бога уже отчаявшихся прихожан, помогал попавшим в беду полякам. В 1935 г. налог на приходское имущество возрос до 3800 руб. и Мартин Петрович пытался найти пути его снижения. С этой целью он обращался к опытному юристу, бывшему прихожанину Бернадскому, который до революции был судьей. Но, по-видимому, ни Бернадский, ни кто-либо другой не могли помочь и собрать необходимую сумму Мартину Петровичу не удалось. Это и привело к окончательной ликвидации прихода. 7 июля 1935 года комиссия по рассмотрению религиозных вопросов при Приморском облисполкоме приняла постановление о расторжении договора с группой верующих при римско-католическом костёле и ликвидации культовой функции здания костёла со следующей формулировкой причины: в связи с тем, что »группа верующих распалась». В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозном объединении» здание было предложено передать в безвозмездное пользование областному архивному бюро.

Таким образом, величественный кафедральный собор, построенный исключительно на деньги католиков Владивостока и пожертвований католиков Могилевской епархии, был у верующих конфискован.

Что оставалось делать убежденным католикам? Они молились по своим домам, иногда в этих молитвах принимал участие и староста – «уполномоченный» – Мартин Петрович Малиневский.

Он был арестован ОГПУ 13 ноября 1937 года по тому же стандартному обвинению, что и другие католики – участие в подпольной контрреволюционной националистической религиозной организации поляков. Допросов было мало, вины своей Мартин Малиневский не признал, хотя подтвердил своё участие в домашних молениях. Что сталось с его беспомощной парализованной женой и её престарелой матерью, можно только гадать.

Последний староста владивостокского римско – католического прихода был приговорен к расстрелу и казнён 3 февраля 1938 года в 18.00.

Реабилитация имени невинного человека и преданного католика произошла только 30 июля 1959 года.

Автор: Виктор Анисимов