История прихода

Епископ Сливовский с детьми после Первого Причастия

Первый римско-католический приход на территории Дальнего Востока был основан по Указу Императора Александра II 18 февраля 1866 года в молодом российском городе Николаевске- на- Амуре, тогдашней столице Дальневосточного Генерал-губернаторства. Настоятелем прихода  назначен о. Казимир Радзишевский, переведенный на Дальний Восток из Уллского прихода Витебской области, где он служил викарием.   В официальном сообщении отмечалось «викарный кзендз о. Казимир Радзишевский в политической неблагонадежности не замечен, пользуется по своему сану уважением». Прихожане  о. Казимира – военнослужащие сухопутных войск и морского экипажа, личный состав которых был представлен поляками, литовцами и украинцами, рекрутированными в западных губерниях Империи, переселенцы из бывших польских губерний, ссыльно-поселенцы и сахалинские каторжане –  участники польских национально-освободительных восстаний. В течении 22-х лет о. Казимир был миссионером и постоянно объезжал все поселения Дальнего Востока и Сахалина, где проживали католики.  Он старался не заставлять свою паству молиться на русском языке, но с другой стороны старался избегать обострений отношений с российскими властями. Большинство его прихожан были бедными, живущими в крайней нужде,  церковная казна не пополнялась и священник бедствовал вместе с прихожанами – научился добывать и заготавливать мясо и рыбу, освоил ремесло изготовления одежды. 28 марта 1882 г. он был Высочайше награжден Золотым Наперстным Крестом.

первый католический священник Дальнего Востока о. Казимир Радзишевский (в центре)

о. Казимир

После перевода Генерал – губернаторства и штаба сухопутных войск в Хабаровск, а Управления Амурской флотилии во Владивосток, встал вопрос о переводе католического прихода во Владивосток.  Участок городской земли, площадью в 625 кв. сажень, который располагался в первой части Портового квартала на улице 3-ей Портовой (ныне ул. Шкипера Гека),  был отведен Городской Думой в 1885-1886 гг. и к нему прилегала земля,  подаренная приходу надворным советником и служащим конторы порта И. Манцевичем. В начале 1890 г. о. Радзишевский получил разрешения от Православного Святейшего Синода и  Его Высокопревосходительства Господина Министра Внутренних Дел на перенос прихода во Владивосток. 11 января 1890 г. считается днем основания прихода во Владивостоке. Через год на указанном участке был возведен небольшой деревянный костёл с колоколенкой под воззванием Рождества Пресвятой Девы Марии.  Приход  составляли военнослужащие  и демобилизованные, ремесленники, купцы,  интеллигенция, крестьяне-переселенцы и бывшие каторжане.  На юге Приморской области 2610 человек назвали польский язык родным, из них 954 чел. находились во Владивостоке. Назрела необходимость в строительстве каменного храма, вмещающего всех верующих. Отец Казимир Радзишевский нижайше просит могилевскую архиепархию о проведении повсеместного сбора пожертвований во всех римско-католических костелах Российской Империи. Прелат могилевской архиепархии Аполинарий Дявгялло ответил, что сбор разрешен в течение двух лет на сумму 3000 рублей. Мечта о строительстве величественного храма, казалась, была близка к воплощению. Но к великому огорчению католиков Дальнего Востока 6 июля 1893 г. Казимир Радзишевский скоропостижно скончался в г. Благовещенске. Погребение католического священника на городском кладбище совершил протоиерей Афанасий Шастин по православному обряду. На могиле курата Казимира Радзишевского установили крест и четыре столба, обвитые цепями. На место о. Казимира вскоре был назначен  о. Адам Шпиганович (1893–1902 гг.).  И по сей день римско-католические церкви, построенные в приморских городах и деревнях, сохраняют память о верном служении этого священника.  В 1902 году деревянный костёл Владивостока сгорел и приход срочно соорудил временный молебный дом барачного вида под воззванием Пречистой Девы Марии.  15 июля 1909 г. во Владивостоке епископ Могилевской Архиепархии Ян Цепляк в торжественной церемонии освятил заложенный «краеугольный камень» будущего каменного костёла.

За свою историю во владивостокском приходе сменилось много пастырей. О. Петр Силович окормлял верующих с 1902 по 1903 гг.  Священник о. Петр Павел Бульвич выполнял духовные обязанности настоятеля обширнейшего римско-католического прихода на Дальнем Востоке до начала 1909 г. О. Лавринович (1909-1911 гг.) останется в памяти как патриот, возродивший польско-католическую жизнь Владивостока, открывший первую польскую школу для детей. С именем о. Кароля Генриховича Сливовского (1911-1933 гг.) начался период расцвета римско-католической церкви на Дальнем Востоке. С 1923 по 1931 гг. викарным священником во Владивостоке служил о. Георгий Юркевич.  Осужден к 10 годам лишения свободы и отправлен в Сибирский лагерь. Умер 4 июня 1942 года в Ново-Ивановском отделении Сиблага. О. Владислав Межвинский (1914-1923 гг.) был беззаветно предан церкви и прихожанам. Он единственный из священников дал добровольное согласие проработать один год капелланом для католиков, проживающих на острове Сахалине, Николаевске-на-Амуре, на побережье Татарского пролива до пристани Ольга. После 1923 г. дальнейшая судьба этого священника неизвестна. Капелланы, служившие в воинских гарнизонах и деревнях, разбросанных на многие сотни километров по необжитым землям. Они несли свет Христа: о. Болеслав Янович, о. Антоний Жуковский, о. Болеслав Волынец, о. Иоанн Дыриялло, о. Доминик Микшиц, о. Станислав Колодзейчик, о. Юлиан Брыллик. Харбинские священники: о. Антоний Мачку, о. Лев Святополк Мирский, о. Владислав Островский, о. Антоний Лешчевич, о. Александр Эйсымонтт.

Во времена служения о. Сливовского во владивостокском приходе Пресвятой Богородицы насчитывалось более 5000 прихожан, а с учётом хлынувших в Приморье беженцев из западных губерний Империи число их достигало 10000 человек. При р.-к. приходе  открыто добровольное католическое общество «Доброчинность»,  четырёхклассная польская школа, организован харцерский отряд. В 1920 г. могилевская архиепархия основала владивостокский деканат, объединивший католиков Приамурья, Хабаровской и Приморской областей, Сахалина и Харбина. О. Кароль стал именоваться Деканом Владивостокским. В октябре 1921 г. был освящен каменный неоготический храм Пресвятой Богородицы. В этом же году Папа Бенедикт XV отделил азиатскую Россию от европейской и создал самый большой в мире Викариат, который вошли несколько азиатских деканатов, в том числе и владивостокский, во Владивстоке открылась Малая духовная семинария, ректором назначен о. Мариус Клуге из Силезии. Ровно через год Апостольская столица распорядилась отделить азиатские деканаты от Могилевской Архиепархии и создать из них отдельный Апостольский Викариат. А всед за этими преобразованиями 2 февраля 1923 г. Папской Буллой учрежден Владивостокский епископат, отец Кароль был посвящен в епископы с титулом Апостольского Викария Восточной Сибири.  В Харбине в торжественной церемонии сакру епископа вручил Апостольский делегат архиепископ Цельсиус Константини.

Однако, вслед за этими событиями положение в приходе резко изменилось, с приходом к власти большевиков  большая часть прихожан стремительно покидала Владивосток. Закрыта новыми властями Малая духовная семинария на неопределенное время, курия и все приходские дома отошли государству. Запрещены различные общественные организации, прекратили существование  «Доброчинность»,  польский Красный Крест,  закрыт «Дом Польски».  В 1930 году восьмидесятилетний епископ Кароль Сливовский был выселен из своего дома и отправлен в пригородный посёлок Седанка, где жил у прихожанки Казимиры Пиотровской под домашним арестом властей.  Дальнейшая судьба епископа трагична.  Он умер в январе 1933 года, хоронили святого отца верные прихожане на местном кладбище. За годы советской власти кладбище было уничтожено, могила епископа утеряна. Современный приход уже многие годы пытается найти место его захоронения, чтобы мемориалом увековечить память достойного пастыря католической церкви. Епископ Кароль Генрихович Сливовский имел награды – Золотой нагрудный крест, Орден Станислава Третьей Степени, Польский Орден Возрождения Отчизны Третьей Степени, звание Почетный каноник.

В декабре 1931 года был арестован молодой священник Георгий Юркевич. Небольшая группа осиротевших прихожан продолжала собираться на молитвы в здании храма, создав по требованию властей группу и выплачивая городской казне огромные налоги. Невозможность собрать необходимые суммы для уплаты очередного налога вынудила прихожан прекратить моления в храме.  В сентябре 1935 г. постановлением Приморского Облисполкома величественное здание храма было закрыто.  Верные прихожане стали собираться поочередно по своим домам. Это привело к трагедии – пять членов прихода и староста были арестованы, осуждены за создание “контрреволюционной подпольной религиозной польской организации” и 3 февраля 1938 года расстреляны. Их имена: Марцин Малиневский, Антон Герасимук, Валерий Герасимук, Сигизмунд Бржезинский, Ян Струдзинский.

Возрождение Католической Церкви в России началось с 1991 г.  Движение за восставновление католичества не минуло и Владивосток, где до начала жесткой атеистической кампании существовал обширный приход. В городе возникла группа энтузиастов, ее лидером стал католик Андрей Попок.  После объявления в местной газете, организованного Андреем Попком: “Пусть откликнутся все неравнодушные к судьбе Католической Церкви в Приморье”, к группе энтузиастов подключились католики старшего поколения, прихожане бывшего во Владивостоке прихода Пресвятой Богородицы.  Теперь католики и те, кто желал принять католическую веру, собирались на совместные чтения Священного Писания, обсуждали  планы  деятельности прихода. Осенью 1991 года в Россию приехал в качестве туриста католический священник из США отец Майрон Эффинг. Находясь в Новосибирске, он встретился с католическим епископом Иосифом Вертом и выразил ему своё желание работать священником в России на Дальнем Востоке. Первая месса у закрытых дверей храма собрала более трёх десятков верующих. Некоторые участвовали в ней впервые в жизни, другие же вспомнили своё детство, когда мамы и бабушки приводили их в храм. Во второй свой визит вместе с настоятелем прихода о. Мироном во Владивосток приехал член общины «Регулярных Каноников Иисусу Господу»брат Даниил Маурер. А 4 января 1992 г. Управление юстиции Приморского края выдало Свидетельство о регистрации № 58 – Р объединению «Католическая парафия» г. Владивостока.  Так начал возрождаться приход Пресвятой Богородицы. Значительно сложнее было вернуть верующим свой храм, пока мессы проходили то во Дворце Пионеров, то в Доме профсоюзов. 15 сентября 1993 г. решением Приморского Краевого Совета Народных депутатов за № 336, здание бывшего католического храма передано католической парафии Владивостока.  Долгие 60 лет владивостокские католики  молились, ждали и всегда верили в справедливость. 1 января 1994 г. на торжество Пресвятой Богородицы католическому приходу вручили долгожданные ключи от дверей храма. Численность прихожан  в 1994 года составляла 154 человека, правда по составу приход уже не был польским, он стал интернациональным.

С 1996 г. и начался сбор пожертвований и реставрация храма. Здание является уникальным архитектурным творением не только Владивостока, но и всего Дальнего Востока. Проект реконструкции здания и надстройки колоколен выполнил известный владивостокский архитектор Мамонов Павел Матвеевич,  строительными работами руководил Удовиченко Андрей Алексеевич. Были сняты перекрытия этажей, созданы великолепные витражи на библейские темы,  зал украшают мраморный алтарь, крещальня, подставка для дарохранительницы, алтарь в часовне.  Главная реликвия храма мраморное Распятие, конфискованное в 1935 г., заняло свое место в молитвенном зале. Первый в музыкальной истории Владивостока и всего Дальнего Востока России концерт органной музыки состоялся 24 ноября 1996 г. и был посвящен возвращению в храм исторического мраморного Распятия. Позже в храме появились прекрасные иконы, статуи Богородицы, Распятия, всё это дар католиков со всего мира. В 1999 г в Польше на собранные деньги, знаменитой в Европе фирмой «Фильчинских», были отлиты четыре колокола «Мария», «Св. Иосиф», «Архангел Гавриил», «Св. Рафаил Калиновский». Когда колокола были готовы, их перевезли в г. Радом, где во время своего визита Папа Римский Иоанн Павел II освятил их. Польские общественные организации «Помощь полякам на Востоке» и «Вспулнота Польска» выделили на транспортировку колоколов 20 тыс. злотых и два польских студента Марек Волоша и Пшемыслав Масенжек доставили их во Владивосток в 2000 г. 9 апреля 2007 г. колокола перенесли в северную колокольную башню. Музыкальная деятельность в приходе Пресвятой Богородицы началась с первых дней его возрождения. С 1992 г. шла работа по составлению сборника гимнов «Величит душа моя господа». В 1994 г. сборник был опубликован. В него вошли более 170 литургических песнопений и части Мессы на русском языке. По инициативе о. Дэниила в 1994 г. в рамках программы по развитию русской литургической музыки католического обряда, было создано музыкальное общество «Святого Августина», занимающееся составлением сборника богослужебных гимнов, сочинением текстов, записью концертов и выпуском дисков. Одним из направлений программы является организация Рождественских  Межконфессиальных фестивалей христианских хоров г. Владивостока. За последние десять лет приход организовывал от 12 до 18 концертов каждый год для города и намного больше для гостей и прихожан. На протяжении этих лет в концертах принимают участие приходские профессиональные музыкальные коллективы – Католический концертный хор и ансамбль камерной музыки «Regina Angelorum».

Ежедневно в главном приходе Пресвятой Богородицы проходит Святая Месса, а в христианские праздники совершается Торжественная Месса. Сегодня священники о. Мирон и о. Дэниил окормляют католиков г. Владивостока, совершая богослужения и уделяя Таинства (крещение, венчание, отпевание, елеопамазание). Первое венчание по католическому обряду, состоявшееся в 1994 г. соединило руки приходской органистки Анны Гафуровой и молодого американца. Для желающих стать католиками есть курс подготовки к крещению или вступлению в католическую церковь. Также есть заочный курс «Введение в христианство», распространяющийся по обычной и электронной почте.

При владивостокском приходе несут службу сестры-монахини ордена милосердия Св. Анны (Испания), сестры-канониссы. Сестры ухаживают за тяжелобольными людьми, опекают детей, участвуют в благотворительных программах прихода. В общину сестер вступили и русские прихожанки. Сестры явились инициаторами открытия в с. Романовка реабилитационного центра для детей из многодетных и дисфункциональных семей. организовали молодежный центр «Хуан Бональ», который пользуется большой популярностью среди католической молодежи, для пожилых прихожан устраиваются встречи под названием «Бабушкиных посиделок». Много сердечного тепла сестры отдают маленьким католикам в воскресной школе. Довольны ли испанские сестры своим пребыванием в России. Вот их ответ – «Мы воспринимаем как подарок Бога, что посланы в эту страну, в этот город, к этим людям и имеем возможность согревать холодную землю жаром всеобщего, безграничного Милосердия, которое мы получаем ежедневно от Бога».

Благотворительная организация «Каритас» прихода Пресвятой Богородицы начала свою деятельность в трудные 90-е годы. Трудности были во всем, но энтузиазм волонтеров, желание возродить лучшие традиции благотворительности вместе с возрождением церкви были огромные. В настоящее время благотворительная работа «Каритас» ведется в трех главных направлениях – медицинском, социальном и духовном. Ежегодно «Каритас» проводит встречи добровольцев, семинары, распространяет обучающие материалы для обмена мнениями, выработки совместных планов работы. В приходе с 1994 г. работают библиотека и архив.

Сегодня католическая церковь на Дальнем Востоке возродилась. Создан Владивостокский деканат, включающий 11 приходов в городах и поселках края, совершено множество пастырских поездок, проведено 17 Дальневосточных католических молодежных конференций. Реализованы два крупных проекта – полная реставрация исторического собора Пресвятой Богородицы и постройка здания приходского Центра – монастыря.

В приходе не забыты пожилые прихожане, помнящие трагические события уничтожения католической церкви. Многие из них ушли к Богу. Но память о них живет в сердцах, а воспоминания и история их жизни хранится на страницах  КНИГИ ПАМЯТИ. Прихожане старшего поколения…

Их глаза смотрят с Верой, Надеждой и Любовью со старых фотографий. Они сумели сохранить Веру и дождались той минуты, когда перед ними вновь распахнулись Врата Храма!

Современный приход живет и развивается, потому что Господь и Вера всегда с нами!

Архивист прихода Пресвятой Богородицы,

Шапошникова Татьяна Витальевна

Автор: