Св. Августин

ИЩУЩИЙ БОГА, ЕПИСКОП И ОТЕЦ ОРДЕНА

Святой Августин, епископ Гиппо в Северной Африке, несомненно, является одной из самых светлых персон католической Церкви. Как “свет среди отцов Церкви” (Папа Геласий I) и как “величайший философ эпохи отцов и самый гениальный, влиятельнейший Божественный учитель Церкви” (М. Грабманн) он часто был изучаем из-за его уникального значения для духовной жизни западного, католического мира. Менее известно то, что он “для установления и поддержания богодухновенной жизни сделал все возможное” (Й. Маусбах).

Августин родился в Северной Африке 13 ноября 354 года. Его отец Патриций был язычником, а мать Моника была христианкой. Такая религиозная раздвоенность в родительском доме, привнесла в его жизнь то, что Августин не был крещен и не плучил в дни своей беспокойной молодости здорового религиозного воспитания. Он получил свое образование в Тагасте, Мадавре и Карфагене. Языческое окружение и страсти, обитавшие в нем, толкнули его в годы юношества к аморальному поведению. Но вскоре оно было побеждено его любовью к одной девушке, к которой он, не заключая брака, хранил верность в течение многих лет.

Расстался он с ней лишь незадолго перед своим обращением, постаравшись сделать это как можно мягче.

Шаг за шагом происходило духовное обновление “Африканца”, горячего по крови, однако наделенного большой внутренней глубиной.

Прочитав в 19 лет “Гортенсия” Цицерона, в нем впервые проснуля порыв к обретению истинной мудрости, но он еще не находил в себе силы отказаться от богатства, чести и удовлетворения чувств и освободиться от них, дабы достичь высшего идеала. С 375 года он был учителем свободных исскуств, вначале в Тагасте, затем в Карфагене.
Профессором риторики он бежит в 383 году, несмотря на мольбы своей святой матери в Рим, а в следующем году переселяется в Милан.

Разуверившись в тайные доктрины манихеев и, будучи неудовлетворен внутренней пустотой сомневающегося, наконец, через доктрины идей Платона он подготовлен для Священного Писания.

Под впечатлением проповедей святого Амвросия в Милане, будучи постыжён христианским величием святого еремита Антония и египетских монахов, он погружается в состояние максимальной духовной борьбы. Шатаясь между жизнью, которой он проводил до сих пор, признанной ошибочною, и достижением нового высокого жизненного идеала, признанного правильным, он, в садах Кассициакума “штурмовал” Небо своими молитвами, дабы обрести просветление и силу. В этот момент услышал слова, произнесенные как бы голосом ребенка “Возьми и читай” (“Tolle legge”). Августин взял послание св. Павла и в тиши прочитал тот отрывок, на который первым упал его взгляд: “Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.” Рим.13.13-14.

И сразу же пришло решение: Августин не просто решил стать христианином, но полностью жить христианскими идеалами, посвятив себя Богу.

На пасху 387 года он был крещен епископом Медиоланским Амвросием вместе с 16 летним сыном Адеодатом, который спустя некоторое время вскоре умер. После этого он оставил профессорскую кафедру и, проведя некоторое время в Риме, где умерла его мать, возвратился на родину и совместно с несколькими товарищами согласными с ним основал монашескую общину в Тагасте. После этого епископ Валериус в 391году, отвечая на просьбы народа, рукоположил его священником и назвал своим преемником. После 396 года он руководит своей маленькой епархией, особенным образом “как учитель благодати”. Борясь с ересями манихейства, арианства, донатизма пелагиан и семипелагиан, показывает себя как опытный, упорный и победоносный “военачальник”. Благодаря своей многосторонней авторской деятельности он обладает большим влиянием на современников христианского мира той эпохи. Он погибает во время осады Иппоны 28 августа 430 года. Король лонгобардов Луитпрандт направил его останки в Павию, где он в великолепном саркофаге ожидает своего воскресения.

Как девиз его жизни звучат слова, которые Святой Августин произнес своему Богу в первой главе своих “Исповедей”, со смиреной благодарностью, за Божью милость: “Ты создал нас для Тебя, и наше сердце не будет спокойно до тех пор, пока не успокоится в Тебе”. Августин постоянно размышлял над высшими вещами, самыми высокими. После того, как он обрел Бога, в его душе, стремящейся к максимуму, росла идея “Vacare Deo”, идея посвящения Богу. Он чувствовал, что призыв Господа, сказанный богатому юноше, направлен так же и к нему: “если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною” (Мт.19.21).
Душевный отказ от земных богатств, от радостей и неприятностей земной любви и возможности формировать свою жизнь согласно своим собственным наклонностям, стимулированный в нем этими словами, породил к жизни католические ордена, самый прекрасный цветок христианства, “центр религиозной жизни в церкви” (L. Hertling).
Это было плавное развитие. Общинная жизнь Христа со своими апостолами служила основной моделью. Община любви первой христианской общины в Иерусалиме была первой попыткой. В пост апостольские времена девы, посвященные Богу, отказывались от желаний их сердца, позднее еремиты в пустыне отказались так же от жажды собственничества, и, наконец, монахи, живущие общинами, отказались даже от собственной воли.

На Востоке святой Василий (+ 370) был основателем монашества расцветшего после времени преследований, на Западе же первым стал святой Августин. Он умерил покаянную строгость Востока, направляя, однако монахов по пути христианского совершенства, по пути любви. Кроме того, Августин стал вдохновителем всех священнических орденов занятых пасторальным служением, среди которых самый древний существует до сих пор в Канониках Св. Августина.

Великий Отец Церкви занимает особое место в развитии Орденов, благодаря тому, что он смог преодолеть кажущееся противоречие между монашеским аскетизмом и священническим апостолатом особенным образом, гарантировав в рамках общины жизни и любви в монастыре, священнической личности, возможность полного самопроявления, и с совершенной апостольской жизнью священника, добился самой высокой плодотворности его апостольского деяния.

Августин отец совершенной общинной жизни клира. Некая общинная жизнь, “vita communis” клира, посвященного определенной церкви и объединенного правилом, списком клириков, согласно разным рангам ординации, относится еще к первой церкви. Формация молодого клира и его образование для Божественного служения, развитие литургии и вместе с этим необходимая готовность литургиста для священнодействий жертвы и молитвы, и, не в последнюю очередь, защита целибата, который постепенно развивался, а впоследствии стал церковным правилом, должны были плавно подвести от “жизни с алтарем” к “жизни (посвященной) алтарю” в Павловом смысле. Конец преследований и расцвет монашества благоприятствовали этому развитию.

Еще до Святого Августина некоторые епископы Запада, прежде всего Святой Евсебий Верцелльский (+371), попытались передать своему клиру выгоды стремления к монашескому посвящению. Но, однако, именно Святой Августин был тем, кто удачнее всех и наилучшим образом провел эту грандиозную идею. Он уже вел vita communis co своими друзьями еще до своего крещения в Кассициакуме, близ Милана, а продолжил ее, после своего возвращения в Африку, в свой родной город Тагаст. Будучи священником, он основывает в епископском саду Иппоны монастырь, который стал впоследствии моделью монашеской жизни Еремитов св. Августина (признанного в 1256 году). Будучи же епископом Августин продолжил, вместе со своим клиром в епископском дворце замкнутую жизнь, согласно строгому правилу “vita communis”. То, что первые христиане оставляли на собственное усмотрение, Августин требовал без исключений. Любой, кто хотел быть принятым им в качестве клира, обязан был принять обет отказа от собственности. Общинная жизнь регулировалась согласно мудрым предписаниям правила св. Августина. Так Августин стал основателем vita communis perfecta vel apostolica (совершенной общинной и апостольской жизни).

Из монастыря клириков Иппоны вышли епископы, которые отличались своей совершенной апостольской бедностью, отличной культурой и строгостью поведения. Естественно, что Августин мог ожидать от них результативных действий для воссоздания единства и мира в Церкви, которой очень серьезно угрожали ереси. Эти ученики Святого Августина, вместе с другими епископами, которые работали в том же духе, были активными провозвестниками общинной жизни клириков, которая быстро распространялась в Африке до тех пор, пока она не была уничтожена нападением вандалов; но возможно она была так же имитирована в европейских странах Средиземноморья. Как бы там ни было, Ч. Дерейн прав, говоря: “идеал апостольской жизни, как его понял святой Августин, никогда более не исчезал из поля зрения законодателей”; этот идеал в XI веке дал импульс для возрождения Ордена Регулярных Каноников.

Из книги “Canonicorum Regularium Sodalitates”— “Общины Регулярных Каноников”. Это серии статей из юбилейного альбома Канонического ордена, опубликованные в Австрии в Стифт Ворау (Stift Vorau) в 1954-м году и подготовленные к печати Пием Фанком, Р.К. (Pius Fank, C.R.). Поводом послужила одна тысяча шестисотлетняя годовщина со дня рождения Св. Августина.

Автор: