“Общины Регулярных Каноников”
(отрывок из книги)
Это серии статей из юбилейного альбома Канонического ордена, опубликованные в Австрии в Стифт Ворау (Stift Vorau) в 1954-м году и подготовленные к печати Пием Фанком, Р.К. (Pius Fank, C.R.). Поводом послужила одна тысяча шестисотлетняя годовщина со дня рождения Св. Августина.
Здесь мы приводим только третью главу. Книга содержит главы по каждой из конгрегаций Регулярных Каноников, существовавших на 1954-й год, в ней есть фотографии, на которых запечатлены облачения, церкви и деятельность различных общин. Если вам нужны другие материалы, пожалуйста, обращайтесь к нам. К тому же, с 1954-го года учреждались новые Регулярные Каноники.
Книга несколько устарела, поскольку создавалась до II Ватиканского Собора, но она дает великолепное общее представление об образе жизни и принципах Канонического Ордена.
Глава третья
РЕГУЛЯРНЫЕ КАНОНИКИ
Регулярные каноники отличаются от других Орденов, поскольку не имеют своих основателей; они — выходцы из живого организма Церкви, и по этой причине их структура гораздо более гибка и не столь единообразна, особенно в плане религиозной одежды и внутренней конституции.
К концу периода ранней Церкви некоторые клирики сгруппировались вокруг Епископальных соборов и следовали определенному виду “совместной” [общинной — перев.] или “религиозной” жизни. Откровенно говоря, ожидалось, что у Церкви, победно вознесшейся из своей долгой борьбы с Римской Империей и всецело занятой консолидацией своей внутренней организации, по крайней мере, часть духовенства принимает идеал монашеской дисциплины и самоотречения. Этот идеал уже практиковался монахами, которые в то время были почти исключительно монашествующими мирянами. Понятно, что в случае с этими клириками мы не можем полностью взывать к современным юридическим концепциям относительно монашествующих, которые ныне можно найти в Каноническом Праве. Необходимо осознавать, что три обета нестяжания, целомудрия и послушания были выражены лишь во времена Нищенствующих орденов. Тем не менее, несомненно, в этот ранний период мы можем обнаружить суть религиозной жизни, соблюдаемой как “совместная” жизнь с отречением от личной собственности со стороны каждого и тесной связью, существующей между настоятелем и субъектами.
Помимо каноников-премонстрантов и крестоносцев-каноников, имевших собственное историческое развитие, с XII-го столетия Регулярные каноники были известны как каноники-августинцы, взявшие название от св. Августина, великого учителя Церкви, ибо он осознал идеальный путь для общей жизни клира, и поскольку с той поры каноники приняли “Правило” св. Августина.
Наименование “Canonici Regulares” — латинское название, корни которого можно проследить до времени Григорианской реформы, когда понятие “Regulares” было добавлено к “Canonici”. Слово “Canonicus” — церковный термин, впервые встречающийся у св. Василия и в декретах Лаодикийского Собора. Первоначально оно означало клирика, который был рукоположен и жил в соответствии со священными “канонами” или правилами, отличавшими его от клириков, называвшихся “вагантами”, или закрепленных за частными церквами без определённых взаимоотношений с епископом. Так же оно понимается в каноне Клермонского Собора 535-го года, постановившем, что священники, не являющиеся канониками и обосновавшиеся в разрозненных частных ораториях, должны возвращаться в кафедральные соборы, по крайней мере, в “великие” праздничные дни. Апостол Германии св. Бонифаций в письме папе Захарию подчеркнул, что он обязан помогать лишь епископам и священникам, являвшимся “канониками”. Тем не менее, со временем термин каноники начал автоматически относиться к клирикам, жившим в монастырях вокруг кафедралов или коллегиальных церквей, хотя долгое время вплоть до XI-го века термин оставался неясным.
С VI-го века до середины XI-го общины каноников основывались исключительно ревностными епископами. Первым, кто успешно объединил клерикальное состояние с монашеским послушанием, был св. Евсевий, епископ Верцелльский. Такой образ жизни был также установлен св. Зиноном, епископом Веронийским. Но лишь под руководством св. Августина каноническая жизнь достигла своего апофеоза. После своего восхождения на епископскую кафедру в 395-м году он перестроил свой епископский дворец на монастырь для клира и установил основополагающие характеристики: совместная жизнь с отречением от частной собственности, чистота, послушание, литургическая жизнь и душепопечение. К этому можно добавить еще две типично августинские характеристики: тесные узы братской любви и мудрая умеренность во всем. Этот дух пронизывает все так называемое Правило св. Августина, которое, по крайней мере в сущности, может быть отнесено к святому Доктору Африки.
Вторжение вандалов в Африку разрушило основанное Августином, но мы почти с уверенностью можем предположить, что оно спаслось в Галлии. Более того, в VI-м веке в Арле мы находим Юлия Померия — выходца из Африки, который был верным учеником августинской мысли и являлся аббатом или настоятелем общины клириков. Его учение об отречении от частной собственности со стороны монашествующего клира можно найти во втором томе его труда “De vita Contemplativa” («О созерцательной жизни»). Среди других воспреемников монашеского образа жизни можно упомянуть св. Григория Великого и св. Кесария Арльского, хотя их интерес более концентрировался на монашеской, нежели клерикальной стороне жизни.
К концу VI-го столетия наступило время упадка дисциплины и исчезновения идеализма раннего периода. Лишь к концу XI-го века мы можем заметить возрождение древнего духа, обновление и оздоровление религиозной жизни, развитие которых можно проследить до определенной меры в реформаторском движении Клюни. Этот период вырождения также повлиял и на религиозную жизнь, в частности, в плане самоотречения от частной собственности.
Св. Хродеганг, епископ Мецский (742-766 г.г.) сформулировал правило для каноников своего кафедрала. Это было первое формальное правило ордена, которое, будучи расширенным и обобщенным, в целом было принято другими ветвями каноников. Монастырский обычай описывается здесь детально, как обычно по отношению к монахам. Высокие стены отделяли каноничество от внешнего мира. Ни женщина, ни мирянин не могли войти в здание без соизволения игуменов. Все приемы пищи совершались совместно в трапезной под чтение религиозной книги. В течение дня каноники должны заниматься ручным трудом, способствующим как телесному, так и духовному здоровью. Ночью они должны спать в общей опочивальне, каждый в маленькой клетушке, огороженной деревянными перегородками. Эти занятия более материального характера переплетались с действиями духовной природы в виде литургических служений — Святого Жертвоприношения Мессы и Литургии часов (часослова). После утрени — литургической утренней молитвы — каноники собирались вместе в здании капитула для самообвинения в незначительных пороках и принятия необходимой помощи через наложение на них епитимии, чтобы направить их к наиболее высокому уровню святости в повседневном труде.
Что касается вопроса о частной собственности, святой епископ Меца был обязан принять во внимание существовавшую в то время ситуацию и сделать в этой связи определенные уступки своим каноникам. Тем не менее, он пожелал заложить в качестве принципа старый идеал канонической жизни, что мы и читаем в его правиле: “… но если, с другой стороны, кто-либо желает ассоциировать себя с канониками и в стремлении к совершенству возжелал отказаться от всего своего личного имущества, то епископ обеспечит все его нужды с тем, чтобы он мог во всей полноте осознать свой идеал, который был вдохновлен Богом.”
В 816-м году при поддержке императора Людовика был созван синод в Аи-ла-Шапелль, на котором было принято новое каноническое правило для всего королевства Франции, в то же время распространенное и на другие регионы, особенно центральную Италию. В этом правиле монашеская жизнь углублялась и детально объяснялась, хотя и являла еще большую терпимость, чем св. Хродеганг в вопросе о религиозной нищете.
Разумеется, ни одно, ни другое правило не могло привнести положительный элемент по реорганизации канонического установления. Первыми шагами к устранению монашеских общин каноников было данное определенными епископами разрешение об управлении состоянием капитула, в то время как прежде распоряжение всем церковным имуществом было за архидиаконами. Таким образом, однажды полученное раздельное управление привело к распределению ценностей между всеми членами.
Движение за реформу, исходящее из Клюни, вместе с папой Климентом II и Святым Престолом, через который оно имело столь далеко идущий эффект, отметило начало наиболее важного периода в ордене Регулярных каноников, когда орден разросся как никогда и достиг высочайших вершин. Обновление жизни в организации было обеспечено в особенности горячей целеустремленностью Гильдебранда — будущего Григория VII — и св. Петра Дамиани. Первые попытки по реформированию были предприняты в кафедрале Лукки (1048-й год), в Атино (1056-й год) и во Флоренции (1058-й год). Но лишь в 1059-м году верховная власть Церкви на Латеранском Синоде 20-го апреля санкционировала эту реформу ордена каноников. Докладчик Гильдебранд связывает упадок сего древнего тела, берущего начало со времени Отцов Церкви, с тем фактом, что он, орден, был живым инструментом, полным противоречий. Посему, именно по этой причине он настаивал на Синоде, чтобы можно было тщательно изучить Устав и изменить его к лучшему по мере надобности. Разумеется, ассамблея приговорила те главы правила Аи-ла-Шапелль, которые противоречили простейшему соблюдению ордена, и обязала тех, кто относится к этому “особому состоянию канонической жизни” вернуться к форме “Апостольской жизни”, в которой все вещи полностью находились в общем пользовании.
Посему из этого Синода можно сделать вывод, что с одной стороны, была реформа ранее существовавшего религиозного установления, но никак не основание нового ордена, как это пытаются преподнести некоторые; правило Аи-ла-Шапелль никоим образом не было полностью отвергнуто, но лишь исправлено. Хотя, с другой стороны, Синод не возложил на каноников определенное правило, но разрешил им полную свободу регулировать их собственную монашескую жизнь в соответствии со своими собственными уставами, если они согласуются с духом реформы.
Тем не менее, эта реформа, заложенная Латеранским Синодом, затронула лишь одну часть канонического тела, так как новые постановления канонических бенефиций зашли так далеко, что возврат к простейшей монашеской жизни стал практически невозможным. Читая определенные отрывки из св. Петра Дамиани, можно найти отзвук противоречий, спровоцированных этим новым состоянием отношений, и посему грянул раскол: те, кто принял реформу, были названы “Регулярные каноники”, в то время как остальных звали “секулярные каноники” или попросту “каноники”. Затем Регулярные каноники неожиданно развились. Аскетизм монашеской жизни, очарование священнодейств, достойное подражания служение, показавшее себя столь выгодным и в духовной, и в культурной сферах, сдобренные церковной властью и верностью такого размаха, вызвали во многих регионах возникновение большого количества новых канонических образований, распространившихся даже в Скандинавии и на Востоке. Многие кафедралы были переданы в руки Регулярных каноников. Самые важные из них — базилика св. Иоанна Латерана; кафедралы Перуджии, Губбио, Фано, Читта ди Кастелло в Италии; Зальцбург и Гурк в Австрии; Сарагосса, Рода, Памплона и Лерида в Испании; Памье и Комминжи во Франции.
В соседних округах, близких к аббатству или приорству, существовали меньшие религиозные дома, особенно приходы, которые были объединены с аббатством как с материнским домом и принимали участие в том же капитуле. Такое историческое развитие может быть отнесено к тому факту, что отдельные капитулы существовали как автономные подразделения, и что орден никогда не был под централизованным правлением — которое, возможно, было даже нежелательно. Чтобы иметь дело с таким отсутствием центрального управления, Верховная власть Святой Матери Церкви вмешивалась не один раз: столь жаждала она нормального послушания. IV Латеранский Собор, созванный Иннокентием III в 1215-м году, предписал, чтобы Регулярные каноники и бенедиктинцы собирали Провинциальные капитулы каждые три года, и что на этих советах определенные игумены должны избираться визитаторами, чьей обязанностью было посещать в течение последующих трех лет дома определенного региона (провинции).
В следующем столетии Святой Престол приступил к дальнейшей детализированной реорганизации ордена. С этой целью папа Бенедикт XII издал в 1339-м году Апостольскую конституцию “Ad decorem Ecclesi?, Spons? Dei” («К украшению Церкви, невесты Христовой»), которая содержала определенные наметки по приему и образованию новых монашествующих, по празднованию Литургии Часов, по различным обязанностям в монастыре, по пище и облачению, по распоряжению имуществом, по обучению и т.д.; и присоединилась к созыву провинциальных капитулов каждый четвертый год вместе с требуемыми каноническими визитациями монастырей. Именно с тех пор весь орден был поделен на провинции, которые, тем не менее, ничего общего не имели с религиозными провинциями, ныне описанными в кодексе Канонического права.
Безрадостные времена западного раскола и внедренный в части стран обычай дарования в награду монастырских доходных статей церковным и мирским сановникам вызвали и внутренний, и внешний упадок многих канонических общин. Но к счастью, орден обладал внутренними необходимыми способностями и жизненными силами, чтобы среагировать против этого заявившего о себе недуга [зла — перев.]. Поэтому в Каноническом ордене возникла новая Организация за реформу, обладавшая централизованным управлением, своими собственными уставами и стилем жизни, в целом отмеченным строгим аскетизмом. Некоторые конгрегации пошли так далеко, что утеряли примитивную автономию своих монастырей.
Одна из первых и наиболее важных таких конгрегаций была в Виндшайме. Ее духовным отцом был Герхардт Гроот — реформатор и мистик Нидерландов. Эта конгрегация была основана в 1386-м и одобрена папой Бонифацием IX в 1395-м году. Ее внутренний устав мудро и удачно сочетал сохранившуюся древнюю автономию монастырей вместе с централизацией, взлелеянной более поздними конгрегациями. Каждый монастырь сохранял право избирать своего приора или провоста. Каждый Регулярный каноник принадлежал к тому дому, где он дал свои обеты, но его можно было перевести в другой дом в интересах общего блага ордена (subsidium Ordinis) или по любой другой серьезной причине. В то же время, он продолжал относиться к своему монастырю. Во время пребывания в другом доме он мог пользоваться всеми правами члена капитула в этом доме. Игумены регулярно собирались в материнском доме Виндшайма в Голландии на Генеральный капитул, который был жизненно важным законодательным органом. Контроль над восьмьюдесятью монастырями осуществлялся посредством канонической визитации, проводившей тщательное внимательное расследование, чтобы твердо искоренить любые злоупотребления, которые могли возникнуть. Эта важная конгрегация распространилась на все германоязычные страны и исчезла лишь в начале прошлого столетия в результате имевшей в то время место секуляризации.
Латеранская конгрегация и Ренан (святого Спасителя).
Конгрегация св. Георгия в Альге (Венеция). Это была конгрегация каноников совместной жизни, гораздо более аскетичная, но без формального исповедания обетов до 1570-го года, когда они начали принимать торжественные обеты. К этой конгрегации принадлежали папа Евгений IV и св. Лоренцо Джустиниани. Конгрегация Франции. Приор известного аббатства Сен-Женевьев де Пари Шарль Фаре, поддержанный кардиналом де Ла Рошфуко, объединил почти все французские аббатства и небольшие приораты, зависевшие от других, в единую конгрегацию. Их внутренний устав был централизован, с аббатами и приорами, несшими свое служение в течение трех лет. Эта конгрегация погибла в результате Французской революции.
Конгрегация Нашего Спасителя в Лоррейне. Основана св. Пьером Фурье — уставным каноником древнего аббатства Шамузьи. Эта конгрегация была принципиально озабочена служением душам и обучением юношества.
Конгрегация Святого Креста в Коимбре. Эта конгрегация получила свое имя от монастыря, освященного в честь св. Креста в Коимбре, Португалия, где св. Антоний Падуанский, позднее именованный Фердинандом, жил в течение десяти лет как Регулярный каноник. В 1527-м году различные португальские монастыри сгруппировались вместе с этим — св. Креста, что и породило эту конгрегацию.
О древних и примитивных правилах, прежде всего, св. Хродеганга и Аи-ла-Чапелль, мы уже более-менее поговорили. Во время реформы они стали приниматься в некоторых монастырях Регулярных каноников, но с определенными модификациями и усилениями, особенно из Правила св. Бенедикта. Тогда как в других монастырях были воздвигнуты абсолютно новые правила, как, например, “Regula Canonicorum” св. Григория VII и “Codex Ottobonianus” 38 в Ватиканской библиотеке. Более широко была распространена “Regula Portuensis” (св. Марии в Порто близ Равенны); правило Марбаха в Эльзасе и то же св. Виктора в Париже. В частности, правила были написаны для преукрашения служения Священной литургии, например, “Ordines Claustrales”, которые большей частью до сих пор не опубликованы. Также стоит отметить “Ordo Officiorum Ecclesi? Lateranensis”, первоначально написанный в 1145-м году неким Бернаром — приором Регулярных каноников Латерана — для своей общины, которая обеспечивала правильное исполнение богослужений в кафедрале Верховных Понтификов.
Доктрина св. Августина, касающаяся совместной жизни клириков, принципиально содержавшаяся в двух проповедях святого, непрерывно воспроизводилась в древних правилах Регулярных каноников. Действительно, ни один Отец Церкви не насаждал эту форму жизни с большей эффективностью. Более того, в XI столетии труды св. Августина были широко распространены, особенно те, которые поддержали церковную реформу Григория VII. Итак, было не удивительно, но замечательно, что Правило св. Августина, которое вместе с другими правилами, такими, как св. Исидора и св. Фруктуоза, использовалось с конца VII века как духовное чтение, особенно в монастырях монахов в Галлии и Испании, было введено в монастырях Регулярных каноников. Более того, к концу XI века мы находим его среди Регулярных каноников во Франции, а в следующем столетии в Германии, Австрии, Италии и повсюду. Сначала оно часто присоединялось к существующим каноническим правилам и постепенно заменяло их. Итак, в течение XII века оно стало официальным правилом ордена. Одним из наиболее рьяных приверженцев его введения был Герхох — провост Райхерсберга в Австрии.
По части духовности, у Регулярных каноников, в частности, имелись две школы, чьи значимость и влияние распространились далеко за пределы их собственного ордена.
1. Школа св. Виктора. Среди основных представителей данной школы, на которую повлияли св. Августин и псевдо-Дионисий [Ареопагит, апостол от семидесяти, епископ Афинский, священномученик, † 96 — перев.], были Гуго, Ричард, Адам, Аккард, Фома Галл. Сотворенная вселенная, исторические события и, в частности, Священное Писание, содержат “божественное ядро”. Это “ядро” постигается интуитивной медитацией, из которой некто поднимается до эмоционального созерцания, являющегося уникальным осознанием Истины, когда некто свободен от “пламени страстей”.
2. Школа Виндешайма (Devotio Moderna). Эта школа указывает новый путь к единению с Богом — простой путь, далекий от философии схоластов; она учит, как некто может найти Христа в интимных укромных уголках души; для такого духовного опыта душа должна приготовить себя медитацией над человечностью нашего Господа. В свое время это расценивалось как нечто новое, почему и возникло понятие “современное поклонение”, которое было дано этому методу из практического аскетизма. Небольшие дела покаяния, изучение совести; новый метод медитации, основанный на воображении, воле и интеллекте, — суть аскетические средства, использовавшиеся последователями этого учения. Это “современное поклонение” также распространилось в неолатинских странах и стало известно в Испании через св. Игнатия Лойолу. Томас Хемеркен из Кемпен (Фома Кемпийский) — Регулярный каноник из Виндешайма [преподобный, духовный писатель, блаженный, около 1380-1471 – перев.]- создал основополагающий труд по этой новой духовности — известное как “О подражании Христу”, который с той поры стал наследием всего христианства.
С самых ранних времен Регулярные каноники были посвящены Апостолату — обычному и экстраординарному. Зачастую основание монастыря совпадало с утверждением приходов. По этой причине общины Регулярных каноников всегда находились в тесном контакте с их определёнными епархиями и с верными.
Также заслуживает упоминания их [служение — перев.] на поле экстраординарного апостолата. Именно Регулярный каноник св. Вицелин [епископ Ольденбургский, † 1154 — перев.] проповедал Евангелие вагриерам — языческому племени вандалов. Мейнхард принес Благую Весть латышам. Первые миссионеры в Конго принадлежали к португальской конгрегации св. Иоанна Евангелиста, которая также посылала апостолов в Эфиопию (Абиссинию) и Индию.
Их телесные дела милосердия распространились на еще более широком поле. Почти все их монастыри имели “hospitium” (богадельню) или гостевой дом, где осуществлялся присмотр за бедными, больными и паломниками-пилигримами. Подобным образом, для трудов никак не менее важных возникли каноники-госпитальеры. Среди других к этой группе относятся Регулярные каноники Великого св. Бернарда, св. Антония и Святого Духа. Наконец, немаловажны были взносы, сделанные орденом на науку и прекрасные искусства: многие аббатства были долгое время великими центрами культуры. Братия монастырей, подвергшихся жестоким гонениям, могла также взывать к похожей культурной ценности, подобно каноникам Бейхартинга, заявившим комиссару беззакония в 1803-м году: “То, что мы получили как пустыню, мы возвращаем как сад”.
Из перечня выдающихся Регулярных каноников помимо уже упомянутых высокообразованных людей Школы св. Виктора особое внимание должно быть обращено на следующих: итальянцы Марк Х. Вида († 1566) — нео-латинский эпический поэт и теоретик поэзии с далеко простирающимся влиянием, Генеральный аббат Иоанн Хризостом Тромбелли († 1784) — богослов и историк, и до сих пор живущий Латеранский аббат Иосиф Риччиотти; испанцы кардинал Эгидий Эльборно († 1367) — каноник Сарагоссы, “величайший политический гений, когда-либо рожденный испанским народом” (Пелайо), второй основатель Ватиканского государства, и Бенито Арий Монтень († 1598) — “гигант силы и познания”, издатель Антверпенской Библии “Полиглот”; баск Мартин де Ацпилкуета Наваррский († 1586) — специалист в области Канонического права и моралист, духовный советник трех пап; португалец Мигель Карлос да Кунха († 1779) — генеральный приор и епископ Коимбра, томившийся восемь лет в тюрьме из-за того, что непреклонно защищал права Церкви против поползновений всемогущего министра Помбала; француз Иаков Витрийский († 1240) — проповедник крестового похода и писатель, Иоанн Батиста Сантиель († 1697) — один из лучших поэтов латинских гимнов, Варфоломей Эмилиа († 1673) — каноник Памье, популярный проповедник покаяния, названный “Гриньон де Монфор Лангедокский”, и отнюдь не последний Алан Солминихакский († 1659) — основатель Конгрегации Шанселада, обновитель религиозной жизни среди клира и народа — сейчас проводится каноническое расследование по его беатификации — и также наследник св. Винсента де Поля [основатель конгрегаций лазаристов и дочерей милосердия, † 1660 – перев.] в борьбе с янсенизмом; англичанин Вильгельм Ньюбурский († около 1198) — историк, и энергичный и этичный Николай Брейкспир — с 1154-го по 1159-й годы папа Адриан IV [4, 5.12.1154-1.09.1159 – перев.], единственный из английского народа; нидерландцы Арнольд Тонгернский († 1546) — писатель, Герлах Петерш († 1411) — каноник Виндесхейма, мистик, названный “Вторым Фомой Кемпийским”, провост Иоанн Буш († 1479) — известный реформатор ордена с далеко распространенным влиянием, Иоанн Маубурн († 1501) — ведущий представитель “Devotio moderna”, и, наконец, великий гуманист Дезидерий Эразм Роттердамский [псевдоним нидерландского филолога, писателя, богослова Герхарда Герхардса, 1469-1536 — перев.], взявший на себя новые обязанности в монастыре Штейн близ Гоуды в 1487-м году, с 1493 живший вне монастыря, но остававшийся человеком ордена до самой смерти; немцы Мангольд Лаутенбахский († после 1103), почитавшийся своими современниками как “учитель современных учителей”, провост Марбаха в Эльзасе, где около 1150-го года каноник Синтрам написал известный Кодекс Правил (сейчас [находится — перев.] в семинарии Страсбурга), Герхох Райхенбергский († 1169) — великий богослов, отважный защитник прав Церкви и неустанный борец за реформу дисциплины Церкви, Андрей св. Манга из Регенбурга († 1438) — “баварский Ливий”, Михаил Кюн († 1765) — провост Венгрена, важный историк, Евсевий Аморт († 1775) — каноник Поллинга, один из наиболее широко образованных людей своего времени, сооснователь эквипробабилизма в моральном богословии, Иоанн Игнатий Фелбигер († 1787) — провост Сагана, обновитель католической школы, и, наконец, Франциск Тойпсл († 1796) — провост Поллинга, почитавшийся своими современниками как “gemma pr?latorum”, восхваляемый как “Universalgenie” и названный князем-аббатом Марином Гербертом “живой библиотекой”, написавший 60 томов (ныне [находятся — перев.] как манускрипты в Национальной библиотеке в Мюнхене) о “Scriptores Can. Reg. S. Augustini”.
Святые ордена: Израиль († 1014) — каноник Дората и его ученики [преподобный – перев.] Теобальд († 1070) и Готье [Эстерпский — перев.] († 1070) — аббат Лестерпа; Гочерий († 1060) — приор св. Иоанна д’Ауреля; Петр († 1080) — провост Пебрака; Бернар Ментонский († 1081) — основатель Больницы св. Бернара, покровитель альпинистов; Ив Шартрский († 1117) — епископ, один из величайших знатоков Канонического права средневековья; Раймонд († 1126) — епископ Рода-Барбастро в Испании; Гуирад († 1123) — епископ Бизе; Олгер († 1137) — архиепископ Таррагоны, реформатор испанского клира; Килд († 1150) — провост Вирбога в Дании; Вицелин Ольденбургский († 1154) — апостол вандалов, основатель 3-х монастырей каноников, епископ и его блаженные ученики Волкер Сегебергский (мученик, † 1132) и Дитмар Нойемюнстерский († 1152); Гуерин († 1158) — кардинал-епископ Палестрины; Убальд [Теобальд — перев.] Губбийский († 1160) — епископ, реформатор клира; Теотоний († 1166) — первый приор св. Креста в Коимбра; Лаврентий Дублинский († 1180) — архиепископ; Гильберт Санпрингамский († 1198) — великий аскетический святой, основатель двойных монастырей гилбертинцев, бывших очень популярными в Англии; Торлакур Форхаллсон [Исландский — перев.] († 1193) — аббат Регулярных каноников, позднее епископ Скалхольта, первый святой Исландии; Менар († 1196) — каноник Сегеберга, апостол и епископ Ливонии; Вильгельм Темпье († 1197) — епископ Пуатье; Вильгельм [Эскиллский — перев.] († 1203) — аббат Эббелхольта в Дании, который ежедневно кормил 100 нищих; Альберт († 1214) — каноник Мортара, епископ Верчелли, патриарх Иерусалимский, организатор кармелитов; Фульк Павийский († 1224) — епископ, священный оратор; Иоанн († 1379) — приор Бридлингтона; Петр Арбье (мученик † 1485) — каноник Сарагоссы, оклеветанный член испанской инквизиции; Лаврент Юстиниан († 1456) — первый патриарх Венеции; Иоанн Остервийкский († 1572) — один из мучеников Горкума в Голландии; Пьер Фурье — ректор Маттенкура в Лоррейне, чьи социальные действия были замечательны, он также основал Канонисс Пресвятой Богородицы и Конгрегацию Нашего Спасителя.
Почитаются как “блаженные”: Хильдемар († 1097) — основатель монастыря Арруазье (Франция); Ламбер († 1123) — первый провост Нейеверка близ Галля; Иоанн († 1130) — епископ Феруанна; Эркенберт († 1132) — основатель и первый провост Франкенталя близ Шпейера; Рудхард († 1150) — первый провост Ау в Баварии; Иоанн де ля Грилль Сен-Малоский († 1163) — епископ; Хартман [Тирольский — перев.] († 1164) — провост Клостернейбурга, епископ Бриксена, основатель Neustift; Понтий Сикстинский († 1178) — аббат; Мартин Леонский († 1229) — каноник св. Исидора в Леоне, толкователь Священного Писания; Бонифаций († 1243) и Эммерих († 1313) — епископы Аосты; Иоанн Руйсбрёк (†1381) — “doctor extaticus”, первый приор Грюнендаля, человек высшего мистицизма; Станислав Солтыс († 1489) — каноник в Кракове; Архангел Канетоли († 1513) — каноник в Губбио, апостол милосердия; Шарль-Мари Бернар, Иоанн-Франциск Боннель де Прадал и Клавдий Понсе — каноники в Париже († 1792), жертвы Французской революции.
Не взирая на обычное поглощение энергии, свойственное любой человеческой организации, орден Регулярных каноников преодолел ужаснейшие потери в результате так называемой протестантской “Реформации”, Французской революции и секуляризации последнего столетия; потери, которые невозможно восстановить. Тем не менее, мы убеждены, что у ордена есть жизнеспособное служение, необходимое для исполнения в наше время. Со столь великим и славным прошлым он никогда не искусится почить на своих лаврах. С новой энергией и силой он должен воспринимать проблемы нынешнего мира и эффективно сотрудничать в ре-христианизации современного общества. Именно в этом, по нашему мнению, и состоит основное значение этого юбилейного празднования в честь св. Августина.